Алтай. Мультинская кругосветка. Часть 3.

День 15.

С этого дня повествование ведется от лица Тони.

Проснувшись в 8:00, Валя приготовил геркулесовую кашу и кофе с лепешками, а я досыпала:). Вчера вечером, после 2-х залпов из ракетницы, наши соседи-животные совсем расшумелись:) Были слышны рев, гавканье, свистки, щелчки, и вообще звуки, о существовании которых мы даже не подозревали. Оттого долго не могли заснуть - читали книги. Через некоторое время услышали над палаткой странные порхающие звуки. Выглянув наружу из любопытства увидели, что вокруг палатки летает и ухает настоящая огромная сова.

Оз. Кыргыз поразило нас своей величественной красотой! Еще раз обходя его берега, мы восхищались видами, которые каждый раз нам дарило озеро. Небо затянуло облаками, погода казалась ненастной, вот вот заморосит дождик. В сторону, куда нам нужно было идти, расстилался туман, зато было свежо и шагалось легко и приятно. В 11:00 мы взяли курс на долину оз.Алла-Аскыр. Оз. Кыргыз окаймлено, с одной стороны, отвесной гранитной скалой высотой порядка 100м., с другой, пологим подъемом на перевал, выводящим нас в новую неизведанную долину.

Взобравшись на высоту, мы планировали повернуть налево и по гребню выйти на плато гранитной скалы над озером, а далее спуститься в долину оз. Алла-Аскыр. Со скальной обзорной точки должен открыться невероятной красоты вид на озеро с высоты птичьего полета. Через час подъема вверх по тропе и редким участкам курума, выходим на пологий участок, откуда, свернув налево, должны уйти на оз. Алла-Аскыр. Но, чем дальше мы удаляемся от оз. Кыргыз, тем сильнее погружаемся в густой, вязкий, осязаемый туман (Валя сказал, что мы похожи на ежиков в тумане). Видимость - от силы 20-30 метров, пробираемся, полагаясь всецело на интуицию, далее достаем навигатор, иначе можно заплутать. Решено скорректировать наш план передвижения во избежании непредвиденных трудностей. Меняем нитку маршрута и сворачиваем вправо, в сторону р.Акчан. По нашим расчетам, необходимо спуститься в долину, обойти отрог и подняться до оз.Акчан. Надеемся, к вечеру дойти до намеченной цели, встать лагерем и получить заслуженный отдых.

Продолжаем движение вниз по склону. Немного опечалены из-за отсутствия видимости, потому как в трех километрах от нас расположена г.Колбан с ее известной смотровой площадкой, откуда при хорошей погоде открывается великолепный вид на долины оз.Алла-Аскыр и оз.Кыргыз и, если повезет, с г.Колбан можно увидеть до двух десятков больших и маленьких озер, а если удача решит заговорить с Вами на Ты, то можно увидеть настоящую жемчужину Алтая - г.Белуху. К сожалению, вид на г.Колбан нам недоступен, надежно скрыт плотной пеленой тумана, готового вот вот обрушится на наши головы настоящим дождем.

Периодически тишину нарушают громкоголосые белые полярные куропатки, неожиданно выпархивающие из под самых ног и кустов карликовой березки, потревоженные нашими тяжелыми шагами. Нам немного не по себе от такой реакции птиц! Пологий спуск становится чуть круче, потихоньку мы выходим из зоны тумана и перед нами открывается вид огромную долину, пройдя которую траверсом, мы выйдем в долину р.Акчан. Внизу наблюдаем едва различимое слабое течение маленького ручья, а чуть выше, на противоположной стороне, россыпь небольших разноуровневых озер - очень красивые места! Видимо, люди в этих местах появляются совсем редко и зверь здесь чувствует себя в безопасности. Туристических троп нет, по крайней мере нам ни попалось ни одной. Однако, спускаясь по косогору, то и дело натыкаемся на звериные лежки и тропы с медвежьим пометом. В этом походе мы по достоинству оценили нехоженые людьми места!

Вот и сегодня наш путь лежал через густые заросли карлушки и ивняка - идти сквозь них тяжело, трудозатратно и даже опасно (можно подскользнуться на камне, которого не видно под ногами). Дошли до ручья и перебродили его, загодя переобувшись в тапки.

Далее наш путь лежал через россыпи курума и леса, мертвого леса. Черные и голые стволы красноречиво говорят сами за себя - везде видны следы пожара. На этом участке - сплошной бурелом. Решаем подняться на середину хребта, разделяющего нашу долину и долину р.Акчан, чтобы сократить путь до намеченной на сегодня цели. Необходимо ползти на первой передаче в горку, чтобы перевалить через хребет, что дается нам непросто из-за множества поваленных, обгоревших стволов. И снова нам встречаются богатые черничные полянки, пропустить которые мы не в силах. То и дело останавливаемся, что бы восполнить силы и набрать в тарелочку ягоды для вечернего чаепития. Если перемешать ягоду со сгущенкой, то получится знатное лакомство.

Оказалось, что взобраться наверх было не так сложно, как спуститься вниз! Мы то и дело падали и спотыкались, держась друг за друга, как за спасительную соломинку в трудную минуту. Но даже это не помогало. Поверхность, на которую мы опускали ноги, казалась надежной и твердой, а на самом деле уходила из под ног. Участки с курумом были на этот раз нашим спасением.

Наконец вышли к р. Акчан. Переходим и попадаем на самую настоящую дорогу, протоптанную бесчисленными стадами коров и лошадей. Идти стало гораздо легче и веселее. Как долго мы ждали встречи с тобой!!!

вставить фото

Вспоминаем, что у нас с собой есть портативная колонка. Достаем, включаем музыку и усталость как рукой снимает. Но, с каждым часом, тяжесть рюкзаков давала о себе знать сильнее и сильнее и наш темп становился все медленнее (а листьев Коки, благодаря которым можно идти по 5 суток без отдыха, у нас не было:). Тропа потихоньку набирает высоту, и за каждым холмом мы ожидаем появления озера. К 19:00 мы выходим к месту, с которого открывается красивейший вид на оз.Акчан. Чистое ходовое время составило 9 часов. И вот мы, уставшие, но восхищенные красотой озера, приземляемся на стоянку. Быстро ставим палатку, варим рисовый суп. Каждому достается по огромной праздничной порции по 5 черпаков! Валя запускает 2 сигнальные ракетницы. Тут животные не нервничают))) Да и фото получаются отменные!!!

День 16.

Сейчас мы находимся на скальной вершине, с одной стороны которой оз. Акчан верхний, а с другой - невероятный панорамный вид на алтайские горы. Видна г. Белуха и долина оз. Алла-Аскыр. Облака как будто неподвижно висят в небе, закрывая самую макушку г. Белухи. Вокруг невероятное количество пиков и перевалов: снежных, скальных, осыпных. В долине Алла-Аскыр нет деревьев, очень мало растительности, в основном камни и немного снега у большого озера. Справа от нас - не пройденный нами в этот раз пер.Суровый. Слева - долина оз.Кыргыз.

Чуть ранее...

Выспались вдоволь. Даже про запас, если так можно сказать. Накануне получился трудозатратный переход, поэтому отлеживались как могли. И, наконец, в 10 часов окончательно сформулировали занятие на предстоящий день. Было решено, позавтракав на скорую руку, совершить подъем на г. Колбан, тем более, что погода была благоприятной без единого облачка!

Перебродив по камешкам заболоченный берег, выходим на тропу ведущую к Верхнему озеру. По правую сторону открывается вид на пер. Куйгук. Нам он показался довольно крутым для подъема, но, помня, что со слов бывалых, “ходят его в тапочках”, быстро вычеркиваем его из списка тревог. Через 30 минут чувствуем, почти осязаем озеро, но оно ещё скрыто от нашего взора.

Долина очень красива, окружена несколькими скальными цирками со снежными ледниками. Дойдя до озера, так и не понимаем, где же точно расположен подъем, о котором нам накануне поведал спустившийся с вершины турист. Решено лезть в лоб, поднявшись до середины, траверсировать влево и затем взбираться по верху хребта до вершины.

Начало подъема, как обычно бывает в таких ситуациях, проходит гладко и не вызывает сложностей. Но чем дальше и выше мы продвигались, тем сильнее мы начинали сомневаться в правильности выбранного пути. Обычно, сидя перед горой и глядя на нее, ты мастерски чертишь в воображении зигзагообразную кривую подъема и даже прикидываешь через сколько ты будешь стоять на вершине и как говорится в пословице … "хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах!".

С каждым шагом подниматься становилось все сложнее и сложнее. Теперь уже недостаточно просто напрягаясь физически идти вперед и вверх. Начиная с середины подъема, приходилось вставать, задирать голову вверх и удивляться, снизу ведь все просто было, хм... что-то тут не так. Мы часто останавливаемся для определения наиболее верного пути подъема по узкому осыпному кулуару, потому как одни развилки ведут в тупик, другие подводят под крутой карниз, третьи же уходят круто вверх. Нам необходимо выбрать один единственный и беспроигрышный вариант. Через некоторое время выходим на полочку, слева скальник, без возможности подъема выше, справа курум по которому можно продолжить движение, сзади оз. Верхний Акчан.

Незаметно для нас самих, забирая вправо, попадаем в новый распадок. Я уже который раз сообщаю Тоне, что спуск для нее будет намного сложнее, чем подъем (технически спуск сложнее, а в случае если Вы девушка, применяется двойной коэффициент:) и предлагаю начать спуск вниз, к лагерю. Все дело в том, что мы довольно долго поднимались, совершая много остановок по пути, а время уже 16:00 и по небу ходят серьезные облака. На Алтае погода может поменяться на противоположную в считанные минуты и мне очень не хочется оказаться под дождем на крутом склоне да еще и с девушкой.

Но мы продолжаем движение и чудом выползаем на гребень. С одной стороны мы радуемся, потому как видим соседнюю долину оз. Алла-Аскыр, с другой, недоумеваем: по хребту до самой вершины идти невозможно, он вертикальный с обеих сторон и ширина его не более полуметра. Однако, полазив немного, находим проход к россыпи курума, устраиваемся на нем для очередного медитативного сеанса. А после, Тоня дрожащей рукой пытается запихать мысли в блокнот, я бегаю с фотоаппаратом, судорожно пытаясь запечатлеть хоть частичку невероятного представления, открывшегося нашему взору.

А картина и вправду невероятная. Прямо под нами крутой обрыв, слева виднеется вершина г. Колбан, справа виден проход к пер. Суровый, а оттуда и спуск в долину оз. Алла-Аскыр. Но самое интересное, прямо по курсу - сама долина со множеством озер, перетекающих друг в друга, а на горизонте г. Белуха.

Начинаем спуск. Я, конечно, знала, что раз подъем крутой, значит спуск будет не менее крут. Только вот при подъеме ты орудуешь всеми четырьмя конечностями, а при спуске только ноги. Спускались мы сначала по скальным полочкам, с наклоном градусов под 45. Меня откровенно колбасило, а вот Валя...летел как горный козел)) 2 часа мы спускались на грани моей истерии.

Было очень круто, была сыпуха, на камнях бравенько так прокатились мы оба. Потом, в ознаменование конца спуска, прокатились уже не на попах, а на хубах по снежнику. Далее уже адреналин страха перестал выделяться и на меня накатила вся усталость. Кушать захотелось и тогда мы бегом побежали к нашему домику!

Там пили чай с оставшимися лепешками, мыли головы и мылись. Валя как всегда моржовым стилем. Вода в Акчане холодная, да еще и солнышко спряталось. Потом суп с перловкой и кисель. Сделали вывод, что супа хватит даже если сократить объем ингредиентов на ⅓. Сегодня мы были на высоте чуть более 2700 м. Это выше пер. Куйгук, выше пер. Суровый, но чуть ниже пика г. Колбан. Закат на озере очень красивый, наступил примерно в 20:30 и затем выплыла красавица Луна в окружении свиты облаков.

День 17.

Проснулись в 7:00, ночь была спокойной и холодной, голова мерзла (волосы после стирки не высохли.) И, если залезть с головой в спальник, то воздуха не хватало, зато тепло. В 7:30 вылезли из палатки и начали готовить завтрак, каша получилась изумительно вкусной, а кисель с конфетками придал бодрости на весь день. В 10:00 выдвинулись со стоянки от озера в сторону пер. Куйгук. Через 30 мин. дошли до стоянки под перевалом, на которой встретились с группой из 4-х человек. До макушки пер. Куйгук дошли за 2 часа, там явная тропа, хотя в конце подъем стал более крутым, но вполне по силам любому туристу. От седловины нас отделяли каких то 15 метров и Валя пополз на разведку, затем сам поднял свой рюкзак на спине. Мой рюкзак ему помог поднять парень из догнавшей нас группы туристов. Сделав памятные фото, отправились вниз по серпантину навстречу к озеру.

Слева открывается вид на моренный ледник. Спуск шел по морене с явно выраженной тропой. Вскоре открылось оз. Куйгук.

Долина перед озером изобилует небольшими водопадами, цветочными лужайками, ручейками.

Обходим озеро левой стороной. Было намерение остановиться у началатам очень красиво, но затем решили идти на наше старое место. Через 3 года кажется, что ледник стал еще меньше, вода ниже, тропа хоженнее, стоянок больше, вот и наша стоянка обзавелась двумя новыми костровищами.

Съели суп с гречкой и выпили кофе со сгухой и шоколадкой на веранде. Жизнь все-таки прекрасна! Вода в протоке между двух озер холодная, небо облачное (хотя с утра было чистое). Группа, с которой мы покоряли перевал, немного странная. Двое мужиков в ней шли просто в резиновых тапочках без задников.

День 18.

Я и забыла как прекрасен и величествен Куйгук!

А в это название “Куйгук” входит перевал, ледник, водопад, река, озеро. Ледник с нашей стоянки выглядит величественно и гордо; горы, окружающие озеро, утопают в облаках.

Рядом журчит, а потом уже шумит вода, уходящая через водопад в реку Куйгук. Я пишу заметку, пью кофе и растягиваю одну маленькую шоколадную конфетку на весь бокал.

Раскладываю пасьянс, а передо мной эта немая картина красоты и величия природы. Вчера выяснилось, что уже исписано более 60 страниц блокнота, будет мне работа в Томске по перепечатыванию этих дневников.

Мы прилично устали, мои силы вообще на исходе: колени болят, кушать хочется постоянно и уже неохота никуда идти. У Вали такое же настроение. Он считает миссию выполненной. Дошло уже до того, что мы в дневку никуда не пошли, а просто просидели на берегу озера, прогреваясь на солнцепеке. И к тому же с утра обнаружили, что сгущенка прилично вытекла в палатке из-за неплотно закрученной крышки на бутылке, а это, как известно, не к добру:))) К тому же настал тот момент, когда безумно хочется сладкого, а его стало катастрофически мало. В общем, развязка очевидна - пора домой!

В следующий раз необходимо закладывать продукты по геометрической прогрессии - в первую неделю есть почти не хочется, организм живет на старых запасах. А вот в последнюю - о да! К тому же необходимо брать неприкосновенный запас сладкого (который следует уничтожить в дни дикой потребности организма в сладком). Я клянусь себе, что сама в следующий раз понесу 20 шоколадок в своем рюкзаке.

На Куйгуке хорошо, как дома. Мы сегодня, проснувшись в 10 утра, купались в моховой ванне на солнышке, бродили по лесу и просто бездельничали. Сварили в обед ужинный суп и умяли его весь! Целая кастрюля с чувством отягощенной совести. Как всегда, в 20:30 смотрим любимый сериал “Закат на Алтае” и готовим ужин второй раз.

Что странно, так это то, что при движении по Кулагашу, облака летели всегда стремительно, А вот после перевала это ушло. Особенно мы это почувствовали на Кыргызе, когда облака были почти что неподвижны. То же и на Куйгуке.

В этом походе погода нас балует, начиная с бани на кордоне, дождиков нет.

День 19.

Завтракая кашкой, встречаем рассвет. Завтрак, как и солнечное, и в тоже время облачное небо - божественны. Сидим и думаем, что, если мы сегодня отсюда уйдем? Эта природа, горы, вода с ледников, утренний лед на палатке - все останется здесь, далеко от нас. Остаться или сдаться?

Начинает смеркаться, а мы сидим сытые и счастливые после ужина рисовым супом на р. Крепкая! Да, мы пошли дальше!

Слабость, обуявшая нас, отступила, и в приподнятом настроении, мы встали под рюкзаки. Упаковав шмурдяк в 19-ый раз, выходим в полдень со стоянки и через полчаса стоим под водопадом на курумниковом поле. Отдав дань исполинской мощи водопада, вскоре выходим на поляну, где обычно располагаются большие группы, так как на самом озере для них попросту не хватает места (жирный плюс похода малой группой в том, что Вы можете разместиться на крошечном пятачке). На стоянке встречаем исключительно девушек в купальниках, остальные туристы ушли организованной группой (около половины из 16 человек) на пер. Куйгук, а далее организованное восхождение на г. Колбан.

Мы решили применить хитрый, но в то же время честный ход (за обеденным столом группы мы увидели много того, что по нашему мнению, просто как класс не может присутствовать в походе) и рассказали девушкам том, что ходим мы уже три недели и наши запасы совсем истощены (сладкого, или ингредиентов из которых можно изготовить сладкое, у нас не осталось совсем). Тут же наш рюкзак пополнился провиантом, а именно: конфеты, энергетические батончики, булка черного хлеба, 2 пачки хлебцов, пакетик жареных семечек, 2 батончика мюслей! Это невероятное счастье!!! Спасибо ребятам!

До Нижнего Мультинского озера дошли за 3 часа. Тропа - словно дорога: широкая, хоженная лошадьми. Да и вообще, Куйгук стал каким-то попсовым местом (в день дневки насчитали околоа 40 человек на озере). Дошли до нашей стоянки на Нижнем Мультинском, где стояли в 2013 году. Но, перед этим, на нашем пути возникла р.Мульта, довольно широкая, мелкая и дружелюбная. Мы, по традиции, перешли ее, переодевшись в тапки, вода теплая. Когда переходили, очень низко над нами, пролетел вертолет с оз. Тайменного.

На Нижнем мы хотели поживиться шоколадом за деньги. Мужчина посоветовал обратиться к Алле и Эдику далее по дороге к озеру. Дошли до них, но ребята пожали плечами, мол ничего нет. Но чуть погодя Алла отвела меня в сторону и спросила, едим ли мы карамельки - их у них никто не ест. Я закивала головой и вот уже за 50 руб у нас есть 200 гр. вкусных карамелек!

Дошли до озера, там не очень много народа. Берег похож на морской с камушками, вода теплая, впереди безумно красивый вид на ледники . Народ немного купался. Валя пробыл в воде как истинный морж - долго и плавал дольше и дальше всех. На озере ничего не стали ни у кого просить и пошли на Крепкие озера. В 16:00 нашли полянку черники и насобирали целую тарелку.

В 19:00 встали на ночевку, место не самое лучшее, но мы уже устали. До реки метров 50 через заросли карлушки по тропинке.

Валя сильно кайфует: говорит, что мы счастливые, мы в тайге, в глухой тайге, у реки и никто не поймет как это классно! Я пишу путевые заметки, кушая чернику с сахаром и запивая чаем. Я рада, что мы пошли дальше, а не в Мульту. Мы молодцы и спасибо жизни, за сегодняшние подарки!

Еще Валя попросил зафиксировать один момент! Когда мы лезли на пер. Куйгук, там имелся скальник, и мы хотели рюкзаки поднять на веревках, но веревка которую я несла из дому для этого запланированного перевала, оказалась длинной всего 1 метр, вместо 15. Вот такая у нас “надежная страховка” была с собой.

День 20.

Трудно представить, но уже ровно через неделю, мы будем в совершенно в другом месте, в другой обстановке, в другом ритме жизни и окружать нас будет совсем другая атмосфера. Да и весь необходимый для существования скарб теперь привычно разместится в 2-х комнатной квартире, а не в 2-х рюкзаках на 60 л. и 85 л. Но сегодня мы здесь! На реке Крепкая, собираем эти самые рюкзаки и наслаждаемся утром.

Мы очень любим утро на природе, особенно, когда не нужно никуда торопиться: спокойно позавтракать, выпить кофе, дождаться солнца, искупаться или же посидеть у костра, или же просто почитать книжку или разложить пасьянс. Иногда приходится собираться до выхода солнца, когда на улице еще холодно и конденсат на палатке не подсох.

Последнее время мы преимущественно ходим в походы вдвоем, своим ритмом, никем и ничем не подгоняемые. В понравившемся нам месте можем остановиться на чуть подольше, а устав встать на ночлег. И для нашей маленькой палатки необходимо совсем немного места, а потому мы можем выбрать дикую стоянку на открытом солнечном участке с прекрасным видом. И нас не беспокоит отсутствие дров в округе, на газу можно готовить даже там, где одни лишь камни.

Выйдя в полдень со стоянки, вскоре доходим до 3-х палаток без людей. Вчера вечером, во время приготовления ужина, мы заметили и почувствовали соседний костер и нам стало даже приятно, что мы не одни у реки. Ближе к обеду выходим на 1-е озеро из цепочки Крепких, погода начинает хмуриться. Встречаем 2-х ребят из Барнаула (парень, девушка), они остаются ночевать на том берегу озера.

Продолжаем топать дальше и тут нас накрывает по полной! Алтайское небо долго нас баловало, и вот тебе на! С громом и градом дождь гонит нас быстрее и быстрее. Еще час и выходим на второе озеро, а там встречаем хозяев 3-х палаток. (наши старые знакомые с пер. Куйгук, идут без дождевиков, в тапочках. Сказали что ходили на медвежьи озера вчера, а сегодня вышли на Крепкое озеро прогуляться). Вскоре выходим на самое большое и главное озеро Крепкое. Дождь закончился так же внезапно, как и начался. Осмотрели стоянки в самом начале, нашли крупу и заботливо упакованное подсолнечное масло. Под натянутым тентом из полиэтилена над костровищем обнаружили костюм-дождевик. Решаем поискать менее обжитое место. И находим отличную стоянку посреди озера, с хорошим видом. Ставим палатку, таскаем воду и дрова, варим суп, моемся, стираем, одним словом выполняем все бытовые дела.

Тропа на Крепкие не особо сложная, красивая, лесная, сказочная, явная, не разбитая, как на Куйгуке. Много ягоды, камней, мха. Подчас непроходима (хотя это смотря с чем сравнивать), но по своему очаровательна.

На озере мы одни, пасмурно. Валя варит гречневый суп, полную кастрюлю, до краев и мы ее всю уминаем! Оголодали, бедолажки. Маленький дождик, то капает, то затихает, а мы сидим под деревом и нам он не страшен. Валя искупался, принес хворост. Заварили чай с ягодкой (жимолость, черника, сахар).

Верхнее Крепкое озеро довольно большое и красивое, окружено горами со снежниками, справа падает водопад, там три озера наверху, прямо по курсу - тоже водопад с ледника, а слева вверху - также три озера. Вот на них мы и поднимемся завтра. Тут хорошо, стоянка у нас с красивым видом.

День 21.

Я проснулась рано, спать не хотелось. В 8:30 вылезла из палатки и решила готовить завтрак. Сегодня все-таки последний день на Крепком, завтра начнется дорога в обратную сторону и возможно к вечеру мы уже будем ехать домой на машине.

Погода пасмурная, солнышко скрыто за облаками. Я готовлю ячневую кашу с сухофруктами и кофе со сгущенным молоком. Кофе закончился, почти тютелька в тютельку хватило его.

Дана команда - “Сборы!”, идем на верхние Крепкие озёра. Недолгий подъем по крупному куруму и мы выходим к первому озеру, окаймленному со всех сторон камнями. Выглядит одиноко и безжизненно, но стоит повернуться на 180 градусов и перед тобой открывается панорама в сторону пер. Перевальный, где видно сам перевал и три озера у подножия, а за ним раскинулась долина Проездных озер, куда очень хочется попасть в будущем.

Отдохнув 10 минут, продолжаем движение в свободном ритме. Доходим до второго небольшое озера расположенного чуть пониже первого, а еще немного спустившись видим и третье озеро, которое побольше и покрасивее с полуостровками, усеянными аквилегиями.

Во главе этого водоема подъем на пер. Детский. Видим издалека памятник трем юным туристам, погибшим от бутулизма при спуске с пер. Детский. Чуть раньше был собран букет из горных лиловых и фиолетовых цветов, который впоследствии возложили у подножия памятника.

Наш же путь лежит наверх, в сторону пер. Крепкого. Там находится большое озеро, из которого спускается центральный водопад впадающий в оз. Крепкое внизу. Поднимаемся туда по бараньим лбам и куруму, есть турики. Вид, открывшийся нам грандиозен и изумителен. Озеро, довольно большое, в окружении высоких гор, покрытых ледниками. Озеро, берущее начало от этих ледников. Озеро, дающее начало крепким озерам внизу, р. Крепкой!

Стоит мрачная тишина, горы пугающе величественны, небо тоже задает настроение. Утренняя пасмурность усиливается шквальным ветром. Слева несуться серые тучи и начинается дождь. Уже под дождиком мы последний раз окидываем взором оз. Крепкое и решаем скорее идти вниз. Валя предлагает вернуться по сыпухе, которая идет довольно круто от места обзора нижнего озера. Я отказываюсь и предлагаю спускаться по уже знакомому пути (дождь делает камни особенно скользкими).

Я раньше упоминала турики, на самом деле не очень явная тропка здесь присутствует и идет она по зеленке, разделяющей бараньи лбы и по куруму, в лесу тропа идет минут 10 до нашей стоянки, она немного болотистая. Спуск по мокрым камням, дело нешуточное, но мы справились довольно быстро, менее чем за час. И вот мы у палатки, дождик кончился. Валя принес дрова и воду, а я приготовила гороховую кашу из найденной ранее на верхней стоянке измельченной крупы.

Сварили праздничный какао с печеньками и выпили по 2 стакана. Очень здорово! Какао и печенье тоже закончились (их мы берегли на особый случай). Ячка с утра кончилась. Завтра кончится геркулес и шоколадка. Мне как перфекционисту приятно осознавать, что мы планомерно съели все, что у нас есть, без избытков и нехватки (хотя сладкое, которое осталось, мы особо бережем и растягиваем).

День 22.

Под проливным дождем складываем в последний раз вещи в наши рюкзаки. Выходим, и уже без остановок, без перекуров, без проволочек, без оглядки на прекрасы окружающей нас волшебной природы, летим стремглав вниз!

За 6 часов долетаем до слияния р. Крепкая и р. Мульта, залетаем на поляну, откуда забрасывают до пос. Мульта-Маральник и быстро находим УАЗ, который нас довезет в итоге до Тюнгура. С нами едут двое молодых людей, автостопщики из Латвии, с которыми мы в итоге добираемся до Барнаула. Ночуем у друзей, попутно рассказывая байки о трудности бытия и на 22 день, мы завершаем наше Алтайское приключение.

Путевые заметки:

Снаряжение:

Стартовый вес рюкзаков составил 45-50 кг у меня и 25 кг у Тони. Только представьте себе на минутку, что Вам необходимо постоянно нести на себе мешок цемента, только более объемный, но сопоставимый по весу. И нести не от машины стоящей у подъезда, до квартиры, а нести его 20 с лишним дней по непроходимым буеракам, камням, перевалам!!! Да он уменьшаться в размерах, объемах и весах, но все же на финиш я пришел с весом в 30 кг, а у Тони как был изначально, так и остался.