Алтай. Мультинская кругосветка. Часть 2.

День 7.

В 9:30 начинаем подъем на предперевальную морену п. Абиак, тропой разведанной накануне. Через час сидим на гребне, перекусываем конфетками и смотрим вдаль, в сторону перевала и назад, на так полюбившуюся нам долину Малого Кулагаша.

Наверху, в цирке п. Абиак стояла, как и вчера, холодная мертвая тишина. Спускаемся за полчаса по камням-валунам к кромке ледника и начинаем размеренный подъем в сторону перевала.

В начале пути угол подъема составляет 10-15 градусов, шагать довольно легко, если так можно сказать. Под ногами твердый, непрозрачный, местами достаточно скользкий лед, по поверхности которого, прорезая толщу, бегут бесчисленные ручейки тающей воды. Вкрапления мелкого абразива из разного размера камней позволяет не скатываться обратно, а уверенно двигаться вперед. Первый раз в жизни оказавшись в окружении льда, воды, камней и глыб огромного размера, ослепляющего солнца, огромного голубого неба над головой, испытываешь необычайно сильные чувства.

Уклон становится все больше, камней все меньше, подошвы ботинок уже не справляются, часто скатываемся на пару метров вниз.

* В таких ситуациях используется специальное альпинистское снаряжение - кошки и ледорубы. Но для нас это кажется неоправданно, нести из-за одного перевала по паре лишних килограмм на человека - перебор. Хотя, если бы эта преграда оказалась нам не "по плечу" по причине отсутствия этих самых "лишних" килограммов, пришлось бы развернуться назад и проходить маршрут иным путем со всеми вытекающими. Цена высока! Мы предполагали о возможности развития событий по такому сценарию.

Проходим 150 метров и лед сменяется мягким снегом, позволяющим врезаться в него носками ботинок и чувствовать себя более уверенным. Угол подъема возрастает и составляет около 30-40 градусов. Шагаю по следам Антонины, так немного легче. Траверсируем по диагонали вверх в сторону от трещины (она слева). Ближе к седловине встречаем еще две сомкнутые трещины. На самом деле это была одна большая трещина, хорошо заваленная снегом посередине. В этом месте получился безопасный мостик, по которому благополучно проходим. За час поднимаемся на седловину, буквально вгрызаясь в снежный панцирь ледника на последних десятках метров. Яркое солнце, отражаясь от снежного покрова, нещадно слепит. Идти без очков совсем тяжело (я свои потерял продираясь сквозь кустарник). Каждый раз жду набегающего облачка, чтобы взглянуть ввысь, туда, куда нам нужно подняться.

Мы на перевале Абиак (2900 м.), который венчают заостренные скальные башенки. Чувство эйфории переполняет каждого из нас. Это наш первый удачный опыт восхождения на категорийный перевал необычайной красоты. На седловине сильный ветер, поэтому надеваем теплую одежду (позже, спустившись на 100 метров, снимаем кофты, такого ветра, как наверху, нет). Заглядываем краем глаза в долину реки Абиак и понимаем, что настоящие приключения только начинаются! Отмечаем на местности 9 озер и рисуем воображаемую линию спуска.

В течение получаса фотографируемся, перекусываем орехами и конфетами, катаемся со снежника, отдыхаем. Начинаем спускаться. Довольно медленно, следуя по тропе (серпантину), мы продвигаемся вниз. Местами круто, сыпуха, камни выскальзывают из под ног. Тропа четкая, набитая. Миновав основной спуск протяженностью 200 метров, уходим правее по куруму до снежников, подумалось что по ним идти будет легче. Однако мы ошиблись, поскольку курум оказался очень крупным, местами труднопроходимым. Некоторые глыбы имеют размер с обычный автомобиль и глядя на фотографии очень сложно представить масштаб происходящего. Немного погодя спуск стал полегче, но тем не менее мы порядком вымотались. Одна каменная сопка сменяла другую.

Из-за большого веса рюкзака, спускаться очень сложно, нагрузка на опорную ногу велика, как и вероятность соскользнуть и подвернуть стопу. В такой ситуации очень важна обувь - качественные треккинговые ботинки. Очень выручают трекинговые палочки (либо просто палка найденная по дороге), действуя как третья точка опоры. Пару раз я серьезно падаю, но каждый раз умудряюсь это сделать без особых последствий для себя, отделываясь царапинами и ссадинами. Если мне тяжело, то каково же Тоне? Стараюсь идти рядом с ней и страховать каждый ее шаг. Ведь если с нами что-либо произойдет, маловероятно, что кто-то сможет нам помочь. Да, в сутках от нас стоит кардон, где дежурят егеря, но туда нужно добраться, а ведь еще от кардона идти три дня до ближайшего населенного пункта. Одним словом, лучше идти дольше, но быть целее.

Выходим еле живые на травяные поля к озерам в долине р.Абиак через 4 часа после начала спуска. Больные колени, спины, ноги, дают о себе знать за 4 часа спуска по камням. Сняв ботинки с натруженных ног, мы сначала легли на мягкий ковер из разноцветья трав, а затем встали и начали бегать босиком опьяненные красотой здешних мест. Лучшего отдыха для наших ног было не придумать.

Прогуливаясь по долине, мы попутно искали место под стоянку. В это время нас то и дело освистывали на местном диалекте луговые собачки, размером с доброго енота. Также были обнаружили свежие следы парнокопытных, и, кажется, даже медвежьи. Решаем разбить лагерь у ручья, вытекающего из первого озера. Вода показалась теплее, чем в долине р. Малый Кулагаш. Ветрено. При установке палатки ее внутренняя часть, натянутая на каркас, улетела прямо в ручей. Резко ускоряясь, ловлю палатку метрах в 50 ниже стоянки. Стряхнув воду и протерев дно, прикалываем надежно наш домик колышками к земле. В долине совсем нет дров, только редкая карлуша, но нас это не пугает, запас газа у нас внушительный. Зато ее окружают 4 цирка гор, с ниспадающими водопадами, множеством цветов, снежники и водоемы. Мы в восторге!

Поужинали гречневым супом, зализываем ранки. У обоих жар. Сегодня был по настоящему тяжелый день. Мы преодолели сложный перевал с тяжелыми рюкзаками. Сложным оказался и спуск, мы совсем без сил, решили завтра отдохнуть денек в этой прекрасной долине.

Ночью я выхожу из палатки и первый раз в своей жизни вижу столько звезд. Миллиард миллиардов бусинок дружно высыпали на небосвод! Я стоял загипнотизированный этим светопредставлением!!!!!!!!!....

День 8.

Весь предыдущий вечер и всю ночь напролет дождь непрестанно поливает с неба и уровень воды в ручье, хоть он и небольшой, заметно поднимается с каждым часом. При установке палатки мы допустили ошибку и разбили лагерь совсем близко у ручья, теперь берег приблизился к нашим границам еще на полметра. Лежим и думаем, сейчас, в дождь переносить палатку или дождаться когда конкретно будет заливать. Побеждает лень, а не желание остаться сухим. В перерывах между дремой, высовываю нос, проверяю гидрометеорологическую обстановку. Но все обходится, в итоге мы остаемся сухими. Замечаю на спуске с п. Абиак группу людей, чему очень удивлен и несказанно рад. Ведь последний раз мы видели людей 5 дней назад. Не хотелось бы самому оказаться в такое ненастье на спуске с перевала. В палатке отсиживаться намного комфортнее. Наблюдаю за туристами, которые издалека похожи на вяло ползущих микробов. Насчитал 5 человек, начинаю думать, а не старые ли это наши знакомые, ведь в их планы входил как раз спуск с перевала Абиак и на следующий же день подъем на п. Б. Кулагаш.

Радостный бегу ставить чайник, готовлюсь к встрече. Машу руками, свищу в свисток, и, наконец, добиваюсь цели, я замечен. Группа ребят идет в нашем направлении, а кипяток в котелке уже клокочет не на шутку в предвкушении встречи с ребятами.

Оказывается это сборная солянка из Самары и Ульяновска в составе 7 человек. По плану они должны были еще вчера перевалить в долину Абиак, но непогода не дала им завершить начатое и они разбили лагерь у подножия ледника. А сегодня с самого утра “благополучно” (не считая вышеописанных преград в виде дождя, тумана и скользких камней) штурмовали высоту. Сначала устраиваемся под импровизированным тентом (подложка под палатку растянутая на треккинговых палках), затем, перемещаемся в установленную ребятами палатку, вспоминая студенческие годы, когда в 3-х местную комнату в общаге могли легко втиснуться 15 человек.

Пьем чай, болтая обо всем на свете. После этого, ребята принимают решение окончить свои похождения на сегодня (в их планы входило спуститься до "Теплого стана") и разбить лагерь. Пока ребята готовят кушать, мы идем в свой лагерь и снова закутавшись в теплые спальники, засыпаем на часок другой. Очнувшись, выползаем на улицу и что мы видим? Наши друзья исчезли! От места где стояла палатка, остался только примятый травяной пятачок, ребят и след простыл. Ошарашенные, начинаем перебирать все возможные варианты, пока в полной растерянности не замечаем метрах в 100, за бугорком уже 2 установленных домика. Ребята просто решили найти площадку поровнее и переехали на удобное место. Сварив ужин, снова ложимся спать. На завтра намечен переход до кардона “Хазиниха” длиною в 12 км и сбросом высоты 1000 м, где нас должны ждать пропуска.

Из дневника Тони:

“Осторожнее с вашими желаниями”! - это девиз сегодняшнего дня. Вчера Валя имел неосторожность высказаться: “Хорошо, если бы дождик шел полдня, чтобы мы могли хорошенько выспаться!”. С самой ночи и до полудня дождь лил как из ведра. Мы спали. Первым из палатки вылез Валя, там, как он сказал “Сказочная красота”! Почему бы не поверить? Выглянув, первое что я увидела, это туман, окутавший долину со всех сторон. Самое время для фототворчества сказал Валя и ушел снимать пейзажи. Я умылась и услышала новость: с перевала идут ЛЮДИ! Вот это приятная неожиданность! Группа из Самары и Ульяновска в составе 7 человек вчера заночевала под перевалом на голых камнях и теперь пробивалась сквозь дождь и туман по скользким камням к уютной стоянке. Эти ребята для меня герои! Да, они пришли все вымокшие до нитки, дико уставшие, но всё равно в глазах у них горел оптимизм!

День 9.

Проснулись как положено, позже всех. Вообще мы любители поспать на природе. Вот некоторые встают пораньше, бегут с фотоаппаратом за красивыми кадрами или на коврике начинают йожиться, а мы наоборот, поглубже в спальники - крепче сон. Одним словом, когда мы выбрались, группа из Самары растворилась в липком тумане. Потихоньку, не спеша, мы начали сборы. Затем берем фотоаппараты и бродим по долинке, ходим по озерам, смотрим на перевалы с разных обзорных точек.

Стартуем по направлению к р. Кураган. Проходим озеро, переходим курумные поля и встреваем по полной. Непроходимая карлуша, вода под ногам, тяжелые рюкзаки, отсутствие тропы - все это делает передвижение очень утомительным.

Ближе к вечеру догоняем ребят, потому что они делали остановку на обед. Дальше идем вместе. Им на стоянку (развилку) налево, нам направо. Снова теряем тропу.

Идем медвежьим следом. Догадываемся спуститься ниже к реке. Дождь расходится. Замечаем отметки на деревьях с километражом. Высчитываем, что в среднем идем 1 км за 30 минут. Планируем прийти к 20:00 на кардон. Погода ухудшается. Тоня расклеилась, но палатку ставить негде, идем дальше. Остается два, полтора, один км. Тоня подскользнулась, разбитое колено, растянутое запястье. Туман. По навигатору остается 500 метров. Время 21:00. Темно. Каждый сделанный шаг, каждый пройденный метр - подвиг. Слышим шум реки, видим крышу кардона. Переходим мост. Встреча! Нас уже ждут, зная о нашем предстоящем визите (мы заранее выписали пропуска и ). Ставим палатку. Все мокрое, Тоня засыпает. Я у костра сижу один пью чай. Егеря в домиках. Выходят через час. Болтаем. Ухожу спать, у них завтра пересменка.

Из дневника Тони:

Каждый раз забывается походное сложное. И заново нужно привыкать к этому. Но самое интересное, что каждый раз привыкаешь к более тяжелому. Идешь дальше, лучше, спокойнее, без страха, насквозь промокший, без тропы. И убеждаешься, что человек, в принципе, первобытное существо, не имеющее возможности применять эти инстинкты в обычной городской жизни. Все маршруты уже проложены, задачи решены. А тут в горах, вдалеке от цивилизации, даже горной (где за тебя придумали тропы), становишься самим собой и удивляешься своим умениям. Понимаешь, что это настоящий кайф - прокладывать тропу самому, выбирать наиболее проходимые участки и идти вперед.

Наконец-то выглянуло наше долгожданное солнышко. Вчера посидели с ребятами, напоили их чаем с печеньем. Они пойдут дальше на оз. Дарашколь, оз. Кучерлинское, пик Аккем и домой через п. Тринадцати. Дождик лил весь день с небольшими передышками, и именно в них я успела вымыть голову. Мы натянули футпринт от палатки-трёшки в виде тента и готовили под ней кушать. Ребята остались на ночевку здесь, еда у них уже кончалась, а заброска должна была быть только на р. Иолдо. Вчера сделали обед из картошки без мяса и гороховый суп. К ночи заметно похолодало, я даже шапку надела. Штаны, которые изорвала на камнях при спуске с перевала выстирала, но дождь всё не давал им высохнуть. Положила их на ночь с собой в спальник. Утром Валя сказал, что всё вокруг сковало льдом: речку, палатку, на окружающих горах выпал свежий снежок, белый ровный. Сегодня долина Абиак выглядит особенно грандиозно: туман пришёл со стороны р. Кураган и осел тут и там по долине, обосновался в цирках, окружающих долину и затем плавно ушёл вверх к облакам! Холодный воздух сегодня безветрен. С утра только к 10:00 подул знакомый ветерок с Курагана. Руки зябнут, штаны зашиты, вещи почти собраны, ребята ушли час назад в свою дорогу. Мы хотим прогуляться по долине перед уходом! Когда ещё здесь побываем?

День 10.

Дневка на Кардоне. Натянули веревку, сушимся. Заказали баню, перестирали все вещи. Егеря растворились по своим делам. Печем лепешки. Пошли гулять на другой берег водопада. Насобирали много грибов, пожарили. Встретили главного, собирал ягоду, угостил 1 кг муки. Сходили в гости, оставили на зарядку камеры.

Из дневника Тони:

Сейчас я лежу на солнечной мшистой полянке высокого обрывистого берега с видом на каньон р. Кураган. Всё хорошо, вещи сохнут, мы чистые. Но теперь обо всём по порядку. Вчера мы прогулялись по долине Абиака, поохали, поахали, красиво там, конечно!

Потом взяли рюкзаки и пошли. Фотались, удивлялись красоте озер, водопадов и гор. Первые 2 часа шли по левому берегу р. Абиак, тропы не было, но и бездорожье радовало нас зелененькой травкой и изредка маленькой березкой. Потом при начавшемся курумнике мы решили перейти на правый берег и тут начался ад: непроходимые заросли травы, березки и ивняка с ямами и камнями, мы стали забирать вправо, изредка встречались подобия тропы: примятая трава (это либо звериная, либо наши ребята протоптали). Потом начали спуск ближе к реке. От одной лесной опушки к другой. Тропы не было. Через 2 часа мы нашли некое подобие стоянки с костровищем. Значит тропа где-то рядом, и, буквально за взгорком, нашли её. Не явную, но тропу. Дошли до места, где река пришла в тупик, за ней чуть подальше тропа траверсирует на другой берег речки. Мы прошли в ботах, благодаря гамашам лишь чуть-чуть замочив ноги. Через 15-20 минут движения по тропе (сложной, но тропе), встретили наших ребят (они обедали). Дальше пошли с ними. Кушать уже сильно хотелось, вместе идти было быстрее, тропа начала забирать вверх резко, стала менее читаемой, попадался медвежий помет. По навигатору мост через р. Абиак мы уже прошли, а тропа к нему так и не вышла. На общем совещании решили, что эта тропа звериная и нужно идти вниз до туристической тропы. 10 минут траверсом вниз и мы вышли на нужную тропу, по которой недавно прошла лошадка. По ней мы с ребятами попрощались, им в сторону долины р. Иолдо.

Дождь начался ещё когда мы шли по звериной тропе. Когда мы встретили цифру “3” на дереве (3 км до кардона), были уже мокрые (у меня сдали силы - голодная, мокрая, колени болят, особенно на спуске). Когда встретили “2” - у меня начала ко всему прочему кружиться голова и заболел зуб. Тропа превратилась в грязную чачу, скользило всё: трава, камни, корни деревьев, земля. К отметке “1” - я упала и неудачно ушибла запястье, силы на исходе, заплакала. До кардона мы дошли к 20:30. Темнело. Гос инспектора встретили нас радушно, - “Долгих?” - спросили они, - “А мы вас давно уже ждем”.

Поставили палатку, моя термокофта промокла, я забралась в теплые вещи и спальники. Валя заварил мне картошку и принес чай. Я легла спать. Валя в этой ситуации герой - он был в таком же положении как и я, но не унывал, а подбадривал меня, помогал и думал обо мне. Утром в 9:15 мы проснулись, уходить из спальника не хотелось. Валя варил кушать вчерашний несостоявшийся ужин (рис). Я встала. Утро было солнечным (слава Богу). Валя заказал баню. Мы вытащили на просушку вещи, я простирала гамаши и штаны от грязи. До воды тут далеко, но рядом есть родник. Подоспела баня, там мы провели 2 или 3 часа. Парились, грелись, мылись, стирались... Наконец, помылись за 3 дня. Жизнь наладилась. Состряпали лепешки из оставшейся муки: мука, сода, сух молоко, соль, вода - тесто крутое как на пельмешки, жарились в масле полностью.

Сходили к водопаду р. Казиниха - зрелище грандиозное: вода бежит и бурлит по узкому каньону скал, резкий спуск потока образует каскады водопадов. Возникает такое ощущение, что воде мало места, слишком узко и потому она пускает свои воды очень бурно, взрывно, резко вниз, где ее ждет небольшое пристанище, откуда снова идет резкий спуск! Очень завораживающе. Пришли (тропа там кстати сказочная - грибов тьма, брусника). Нарвали подосиновики и подберезовики немного. Пришли к нашей палатке, готовили грибы. Местные егеря рассказывают, что медведей нынче много из-за хорошего урожая шишки. Интересно их послушать: столько животных здесь обитает, опытом делятся.

День 11.

Из дневника Тони:

Полторы недели мы в живом походе. Уже хочется домой. Да, бывает тяжело: плечи и поясница отваливаются от тяжести рюкзака, колени болят при затяжных спусках, зуб болит... Когда нет тропы, уходят силы на ее поиск и движение по безтропью; когда есть тропа, то почти всегда она разбита лошадьми до чавкающей каши; в дождик от мокрых деревьев и кустов мокнет всё - от ботинок и штанов до самого верха рюкзака; по мокрой тропе скользишь только так. Вода ледяная - мыться и стираться сложно, а главное мыть голову приходиться по-спартански. К 11-му дню очень хочется кушать в принципе, да ещё и того, чего в рюкзаках нет! Но, наряду со всеми трудностями, есть много плюсов и маленьких причин, почему я люблю Алтай. Свежий воздух, чистая минерализированная вода, ягоды, грибы, шишки, каждый день физическая нагрузка, отсутствие связи и интернета, отсутствие людей:) И самое главное - невероятные эмоции от возможности видеть эту неземную красоту, эти явления природы - радугу величиной с огромную арку - вход в блаженственную страну Беловодье; дождь через 15 минут сменяющийся ярким солнцем; невероятные озера и водопады, которые даются нам как подарок в конце сложного пути; магическое звездное небо в обрамлении горных вершин; ежедневные рассветы и закаты, которые мы можем видеть; исследование и прокладывание троп самостоятельно. В общем пребывание здесь в Горном Алтае, вдали от дорог, я могу с уверенностью сказать - большой подарок жизни!!! Призываю наслаждаться каждым моментом, ценить эти дни и лелеять свою чудесную участь!

Как прошел день? утром в 11:40 мы вышли с кордона. Оставили мы там 2000 руб. (900 - за пропуска, 300 - зарядка 3 устройства, 800 - баня - 400 с человека). Шли неспешно, лошадиная тропа грязная, разбитая местами но в хорошую погоду - благодать, потому как все же в этих местах лошадей несравненно меньше, чем на Кучерле. Дошли до р. Осиновки через 2,5 часа, там большой мост - искупались и пофотографировались, пошли дальше (собирали грибы). И решили пообедать грибами около р. Ешту. В 17:30 нашли отличный каменисто-песчаный берег как раз у разлива р. Ешту (не доходя 100 м до оборудованной стоянки).

Там мы сварили и обжарили грибы с картошкой и решили ставить палатку. Немного погодя пришла группа из Барнаула (Светлана, Алексей и Александр), они встали как раз через 100 метров. Прошли Сергей Георгиевич и Ринат на конях. Мы начали жарить лепешки. Разожгли костерок, позже подошли Света и Лёша. Ещё на подходе Лёша сказал Свете "Мечты сбываются!". Оказывается Света на обратном пути мечтала о лепешках, а тут мы исполнили ее мечту и угостили ребят чаем, поговорили с ними долго и хорошо: интересные ребята с богатым походным опытом и кучей историй! Легли спать, утром встали по солнышку.

День 12.

Из дневника Тони:

​​Неторопливо собираемся, купаемся, фотографируемся, ждем семью, про которую нам вчера рассказывали Света и Лёша. К 14:00 они подошли и мы все вместе вышли в сторону оз. Кыргыз. У них 4 дня в запасе, поэтому решили идти до р. Кыргыз и на подъем к озеру. Дошли до избы егерей за 2 часа. оттуда решаем подняться по руслу реки-водопада, срезав по старой тропе. Однако короткий путь - не всегда верный путь. От избы тропы почти не было. Прошли по зарослям по диагонали к р. Кыргыз и перешли реку по бревну. Дальше был крутой подъем около 40-50 градусов по звериной тропе. Появились опасения, что на лошадиную тропу мы не выйдем.

Валя и Андрей пошли в 10-минутную разведку. Валя пришел с новостью, что тропа обнаружена. В окрестностях часто встречали помет медведя, медвежьи лежки. Тропа, на которую мы вышли была явно человеческой, но давно не хоженной. По ней дошли до речки, вновь разведав тропу (на той стороне реки), мы перешли реку (замочили с Валей ботинки). В 20:00 искали стоянку. На противоположном холме вроде проглядывались ровные места. Пошли туда на разведку Костя и Валя. В 20:30 были там, в 21:00 готовили ужин! До воды очень крутой спуск, но зато она рядом. Костя сбегал, спасибо ему! Ходовое время 6,5 часов, высота 1700 м, у нас снова красивый вид из палатки)))

День 13.

Из дневника Тони:

Проснулись поздно, так как вчера устали и долго беседовали у костра с отличными ребятами: Ларисой, Андреем, Ритой и Костей. Утром тут солнечно и много мошек. Поели кашу и кофе. Воды мало, вниз к реке идти совсем не хочется. Собираемся. Выходим в 12:45, тропа несколько раз траверсировала р. Кыргыз, но была четкой и по ней шли лошади (правда разово - вроде бы это была команда Шкарупилого Алексея). Мне было тяжело идти, слабость какая-то, всё время вверх, уже второй день. Вышли на плато с останцами, тропа пошла вправо, но по навигатору озеро должно быть уже слева. Пошли влево вверх по склону. Вскоре впереди послышались крики нашей группы “Озеро!” Но это был не Кыргыз, а маленькое болотистое озерцо. По долине с озерами мы прошли ещё 40 минут, обнаружили всего 3 маленьких озерца. С холма открылся наконец большой Кыргыз. На первый взгляд, не особенно красивое озеро. Разведали стоянку с видом на озерный цирк, эхо здесь обалденное. Сварили суп, не наелись:) Сидим на веранде у озера, на цветочной полянке. Солнце ещё светит (на стоянку в 18:00 пришли). Высота 2300 м. Деревьев совсем нет. Долина похожа на долину озер Шира осенью.

После ужина собрались с Валей на небольшую разведку по холму слева наверх. Налегке и после хорошего ужина идти было легко. Прогулялись немного и Валя решил, что нужно идти вниз, скоро стемнеет. Но я предложила ещё немного вверх забрать. И не зря! Сверху открылся вид на озера внизу холма, озера, которые тоже относятся к Кыргызу. Было закатное время и мы сделали несколько хороших снимков.

День 14.

​Дневка. Решено провести ревизию продуктов. Еды остается на 10 дней. Семья ушла на оз. Акчан. Утром солнце светило ярче яркого и мы пошли мыться и стираться. Вода в озере настолько прозрачная, что видно все камушки на 10-15 метров вперед и вглубь. Жаль забыли захватить с собой подводную маску, в следующий раз обязательно возьмем. Наблюдали оптический эффект известный всем со школьной парты, когда смотришь в воду и кажется до дна рукой подать, а на самом деле глубина такая, что легко скрывает человека. И что самое приятное, вода в горном озере на такой высоте оказалась теплее, чем везде!!! Мы вдоволь наплавались, начисто помылись, постирались и решили никуда-никуда сегодня не ходить!

Позавтракали кукурузной кашей и выпили по кружке кофе. Давно заметили такую особенность, что если в походе ничего не делать, просто сидеть на одном месте, то после очередного приема пищи, очень быстро снова хочется кушать! А когда идешь с тяжелым рюкзаком, то иногда забываешь даже пообедать, чувство голода сильно притупляется. Сварили гороховый суп и слопали по три предобеденных черпака. А голод все не отступает! Организм устал :) Поспали, порешали билеты ПДД, поиграли в карты и решили состряпать лепешки из остатков муки (жаль сухого молока не так много осталось). Лепешки здесь не прожариваются (может высота сказывается? на Курагане выходили очень зажаристые).

Погода то теплая, то холодная, когда солнце светит-очень жарко, уйдет за тучку - становится холодно, кутаемся в спальники. Вчера после ужина в 19:00 пошли в маленькую радиалку. взобрались на предгорье слева от озера и лицезрели замечательный вид на 2 озера, входящих в Кыргызский узел. Только до них спуск приличный. Также запустили сигнальную ракету, приветствие нашим друзьям. Спустились к 21:00, сварили какао, с печенькой. Ночью пошли в туалет, а тут такое небо звездное! Самое звездное в этом путешествии, и луна растущая, среди облаков гуляет - красотища!

Флешка на фотике почему то продолжает терять драгоценные фото. Экшн-камера после последнего промокания больше не включается. Завтра извлечем и спрячем флешку с фотика, пока совсем все не удалилось.

Из дневника Тони:

Сегодня мы на оз. Кыргыз. С первого взгляда может показаться, что здесь совсем не так красиво, как везде на Алтае. Но …. Здесь, как нигде в другом месте, я чувствую себя крошечным существом, маленькой песчинокй на огромных просторах! Здесь невероятной красоты небо! Закат со всех четырех сторон разного цвета - его объединяет грандиозная красота (20 минут и пух… - надвигается мгла... Растущая луна прячется за облаками: одни из них стоят неподвижно, а другие двигаются очень медленно! Как же так? ) Вокруг тишина, только изредка птичка или пищуха даст о себе знать. А птички здесь - это маленькие уточки - я таких прежде не встречала. Мы одни на всем этом просторе, палатка и двое людей среди гудящей тишины, и великолепия природы! Спасибо этой жизни за возможность находиться здесь, видеть это и немножко осознавать ценность!!!